Краткие новости

Руза.Ру:Фотогалерея

Руза.Ру:Ads

Монастыри - зеркало истории нашей Печать E-mail
 Как Русь уходила от язычества к православию? На этот вопрос в полной мере ответить сложно: здесь еще немало белых пятен. Однако ясно, что приобщение к православию началось после хождения купцов и служивых людей в заморские страны. Церковные службы с дивным песнопением в Византии понравились русичам. Приняла крещение княгиня Ольга, и с конца IX века пошло крещение по Киевской Руси.

С X века в рузской округе развиваются земледелие и животноводство, смерды оседают в городках. Они вырастают в Рузе (город, вероятно, уже был), Нежитине, Старой Рузе, Сычах, Дуброве.

Всего было десять городков. Миссионеры — проводники православия — движутся с юга на север, купцы ходят из Балтики в Каспий и обратно. Древняя Руза, ее округа оказались на этом великом пути. Первые храмы появляются на рузской земле.

С возникновением Московского княжества язычники-вятичи постепенно становятся христианами. Именно постепенно, поскольку языческие обычаи не могут сразу исчезать, кануть в Лету. В то время было достаточно языческих захоронений в курганах.

Мирская жизнь, несмотря на поворот в сторону православия, была нелегкой. Из-за княжеской междоусобицы, братоубийства, насильного захвата земель страдали смерды. Тяжела была ноша податей, не хотелось проливать кровь, встав под знамена княжеской дружины. В церковь шли спасать свои души, справлять те или иные требы.

Авторитет церкви был высок. Священник по веским основаниям мог отлучить прихожан от церкви. Такое наказание переживали с болью.

Мирских сует, забот, треволнений было немало. Верующий христианин понимал, что в борьбе за хлеб насущный он совершал слишком много грехов. Праведная душа стремилась к удалению от всего обременительного, мирского, к уединению. Так начиналось иночество — усердное служение Богу.

Наряду с церквами возникают монастыри. Были они в древности и в рузской округе. В ХI-ХII веках в живописном тихом месте, на берегу р.Тростны, братия обустраивает обитель во имя святого Онуфрия. Ныне это деревня Онуфриево. Иноки молились за грешных, за спасение государства от полона чужестранцами. По православным праздникам сюда стекались славяне. Монастырь разорялся татаро-монголами. В начале XVII века он подвергся нападению литовских отрядов и прекратил свое существование.

Известно, что удельный князь Юрий Галицкий, владевший Рузой и ее окрестностями, также основывал в уезде монастыри. Это было связано и с его себялюбием, со своеобразным соперничеством с князьями московскими. В стольном городе построен Данилов монастырь, а близ Рузы вырос монастырь в честь святого Георгия.

Нельзя не сказать, что монастыри были своеобразными крепостями и сторожевыми пунктами. Весть о нападении врага быстро доходила до князя, и принимались меры для обороны от неприятеля.

Братия Георгиевского монастыря также распалась в смутное время.

Интересная история городища в Нежитине (близ Палашкина). Боярская усадьба с крепостью возникла в X веке.

Батый дошел до этих мест, и здесь произошла кровавая битва. Русские воины стойко защищались, многие из них погибли, и все-таки враг взял крепость.

В память русских воинов возник монастырь святого Георгия, который также разгромили польские и литовские тати.

Иноземные захватчики не только стремились поработить русский народ, но и искоренить православие. Однако крепки были дух и вера наших предков.

Монастыри были центрами культуры, развития письменности. Летописцы писали поминальники, книги, оформляли церковную документацию.Жаль, что их труды в наше время трудно найти.

Усилиями Юрия Галицкого и его сына Димитрия Шемяки построен монастырь на высоком берегу Рузы Святой Животворящей Троицы, вблизи нынешней деревни Лукино. И здесь прослеживается соперничество наших князей с московскими. Заметим, что они были могущественны и могли постоять за себя. Монастырь вырос после возникновения Саввино-Сторожевского монастыря вблизи Звенигорода. Чем мы, мол, хуже московских хозяев! Монастырь был также уничтожен польско-литовскими захватчиками.

Интересно, что до прошлого века» деревня носила древнее название Троицы. От монастыря шел спуск к реке Рузе. Лет двадцать назад на берегу, в дубовом срубике, светился глазок родника. Сюда в свое время вела удобная каменная лестница. Рукой верующего вырезана надпись "Святой родник". Как бы по промыслу Божьему.

В писцовой книге и "Рузской десятине" встречается Иолевский монастырь. Стоял он, по сведениям писцов, на берегу Волочни. Вероятнее всего, это место верховьев речки Переволочни.

Слова, как видим, однокоренные. Монастырь скорее всего был уничтожен в 1812 году, во время нашествия французов.

Наконец вблизи бывшей деревни Богаево располагался Монашкин хутор. Когда была основана обитель, неизвестно.

Скорее всего, монастырь закрыли в начале 30-х годов нашего столетия. А.И.Кузнецов, живущий ныне в Тучкове, в то время проживал в д.Томошина Гора. Подростком в конце двадцатых годов он бывал в обители. Вот что он вспоминает:

 - Хозяйство было здесь солидное. На ферме держали много коров, пасека насчитывала более 100 ульев. Зимой сестры стегали и шили одеяла. Большого храма я не видел, а вот часовенка стояла. Настоятельницей монастыря была мать Мария, милосердная, с теплым взглядом светлых глаз.

В двухэтажном доме еще немало лет жили люди. Старожилы утверждают, что этот дом был перевезен в Колюбакино, где его называли почему-то циковским.

По народному преданию, обитель была местом ссылки провинившихся монахинь. Так ли это, утверждать не можем.

На месте многих монастырей краеведы находят разнообразные нательные кресты. Такие находки говорят о посещении обителей паломниками: смердами и богатыми людьми.

Думается, со временем святые места надо увековечить. Можно, к примеру, поставить памятные кресты. Монастыри — не только история православия, но и всего нашего государства.

 Л.СОКОЛОВ, директор Рузского краеведческого музея.

 Н.АЛЕШКИН, наш корр.

 

9 июня 1998 года КРАСНОЕ ЗНАМЯ

 
« Пред.   След. »

Руза.ру:Новости

Руза.Ру: Недвижимость

Руза.Ру: ГИБДД

© 2017 Руза.Ру: История
Development and support RegionRuza