Краткие новости

Руза.Ру:Фотогалерея

??????????? ???!

Руза.Ру:Ads

Святыни земли Рузской Печать E-mail
Когда в Подмосковье встали первые православные храмы? Точного ответа на этот вопрос нет. Мы не знаем, с какой скоростью катилась волна крещения вятичей и кривичей после Киевской Руси.

Язычники, не принимая новую веру уходили к северо-западу. Рузская земля стояла на этом пути, потому православная культура прививалась десятилетиями. И все же изыскания археологов говорят о существовании в Московии церквей уже в ХI-ХII веках. Это прежде всего находки медных нательных крестиков. Вера в единого Бога - Иисуса Христа -обретала силу.

Храмы вписывались в живописную природу Московии. Они располагались не на случайных местах, а на видных возвышениях. Церкви -организующие начала русского пейзажа. Красота покоряла сердца людей.

Многое могли бы рассказать летописи того времени, но нашествия иноземцев, особенно татаро-монголов, опустошали русскую землю, храмы сгорали. Немало худого натворили на рузской земле поляки и литовцы в Смутное время. Судя по архивным данным, практически все храмы были тогда порушены. Волна пожаров прокатилась по рузской земле и во время нашествия французов. Немало имущества священнослужителей, церквей было разграблено.

Октябрьская революция также рушила многое, что созидалось веками. Особенно тяжелым ударом по Православной Церкви явилось закрытие храмов в тридцатые годы и гонения на священнослужителей.

Несмотря на все это, русский человек издревле держится на вере Христовой. Свидетельство тому - история церквей Рузского уезда. До XVI века строились в основном небольшие четверики с клетц-ки (алтарем), деревянные храмы. Каменные церкви появлялись лишь иногда.

Расцвет церквей

В XVII - XVIII веках в Рузском уезде насчитывалось более 40 храмов. С учетом церквей, относящихся тогда к Звенигородскому и Верейскому уездам (ныне земли нашего района), всего на тот период набирается более 50 церквей.

Рузский уезд в 1773 году имел большую территорию. К востоку по речке Мологоще и Молодильне - граница с Московским уездом; с Звенигородским - по Москве-реке, Озерне, Глубокому озеру, Переволочне, Жуковке, Тростенке и Городянке; к югу с Можайским - по Москве-реке, Палии, Литовке, Мутной малой, Пноге Займинке, Никифоровке, Машков-скому ручью, Дубцу; к западу с Волоколамским - по Рузе, Щетинке, Корчажке, Черничной, Лотоке, Сестре, Борщевке, Ламе, Гряде, Сухоще, Саморинке; к северу с Дмитровским - по Мологоще, Горенке, Руднице, Березовке, Локнышу, Рачке, Крапивке; с Клинским - по Локнышу и Суходолу.

Заметим, что в далекое время в территорию нынешнего района вклинивался с севера и юга Звенигородский уезд. То есть восточная часть Рузского уезда оканчивалась острым углом треугольника где-то к Колюбакину.

До литовского разорения храмов в рузском крае было гораздо больше. Только в Рузе, на Городке, возвышалось 7 церквей. Из ограниченного количества сохранившихся рапортов, доставленных в Московскую консисторию после французского нашествия, не представляется возможным подсчитать нанесенный урон. К этому времени могло быть построено немало церквей.

К примеру, упоминается церковь Трех Вселенских учителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста). А эта церковь не входит в Рузскую десятину, как и храм Казанской Божией Матери, построенный в Поречье в конце XVIII века. Поэтому полную статистику количества церквей дать пока нельзя.

По нашим данным, во второй половине XVIII века в уезде числилось более 70 церковных мест. Ныне в нашем районе примерно столько же.

Деревянные храмы служили недолго. Церковные земли либо превращались в пустошь, либо на этих местах через десятилетия и века вновь росли церкви. Они рушились из-за ветхости с годами. Вместе с этим менялись названия мест: деревня, село, пустошь и т.д. Народная память донесла до нас такие, к примеру, пустоши, как Волковская и Алексеевская в округе Голосова. Пустошь (поле) Грачевка, расположенная поблизости, — древнее церковное место. Есть свое Куликово поле, свидетельствующее о том, что когда-то здесь "были схватки боевые".

На что строили церкви

Небезынтересно знать о финансовой стороне дела строительства церквей. Много земли в нашем уезде принадлежало монастырям. Ежегодно через рузского старосту собиралась дань с крестьян, землевладельцев, церковного притча. Земли хозяйственные отдавались часто в оброк, и арендатор также платил деньги в церковную казну. Кроме этого были пошлины в виде заезды у десятильничи (то есть с площади надела). Напоминаем о денежных единицах того времени. Это рубль, гривна (десять копеек), алтын (три копейки), деньга (полкопейки), полушка (четверть копейки).

Строили церкви всем миром, включая денежные пожертвования и рубку сруба будущего храма. Часто челобитную построить церковь писал землевладелец в Патриарший Казенный Приказ. Как правило, он же заботился об ее ремонте. Так, в конце XVIII века князь И.М.Кольцов-Мосальский отремонтировал каменную церковь о двух этажах в Горбове и Одигитоиевском. Церковной утварью перед открытием храма (освящением) помогал Патриарший Казенный Приказ. В ряде случаев сложно определить возраст действующих и недействующих ныне церквей. Так, согласно архивным документам казенный храм Знамения Божией Матери в Аннине воздвигнут в конце XVIII века. Однако недавнее археологическое обследование показало, что каменная церковь существовала гораздо раньше.

Шатровая церковь имеет привлекательный архитектурный облик. Своя музыка камня церквей Димитрия Солунского в Рузе, Михаила Архангела в Архангельском, Казанской иконы Божией Матери в Брынькове.

            Описания церквей, церковных мест позволяют иметь некоторое представление о том, чем жили крестьяне и посадские люди.

Повсеместно, видимо, держали скот. В земельных владениях десятки, сотни, копен сена.Часто тогда сеяли гречиху и коноплю.


Леса в округе вырубались под поле, и открытые пространства прогревались, что способствовало выращиванию гречихи. Кроме того это растение - кладовая нектара для пчел. Конопля давала масло, из нее ткали холсты.

Имена, фамилии, названия

Читая фамилии, имена предков, как бы переносишься в древнее время. В книгах и других документах знакомые фамилии. Так, в посадах Рузы жили Стрелковы, Смирновы, Парашины, Кармалины, Чуваевы, Лущихины, Брюшковы. Летописец привычно называет крестьян Ивашкой, Фролом, Богдашкой, Степашкой.


Изучая архивные документы, встречаем известные дворянские фамилии, оставившие добрый след в истории. Это Шаховские, Волынские, Хитрово, Шереметевы, Вельяминовы, Милославские, Прозоровские, Оболенские.

Нельзя не заметить фамилий священнослужителей. Это Ивановы, Васи­льевы, Дмитревы, Дмитриевские, Купленские, Сергеевы, Григорьевы, Петро­вы.

Из географических названий до нас дошли деревни Рождествено, Михайловское, Архангельское, Никольское, Аннино, Знаменское, Покровское, Богородское. Как видим, их происхождения храмовые.

По названиям многих церквей можно определить прежние названия населенных пунктов. К примеру, по храмам Покрова, Рождества Пресвятой Богородицы раньше именовались села Рождествено и Покровское.

Какие красивые названия сел и деревень пронесли сквозь века наши предки! Это Пески, Лужки, Теплое, Долгие Ляды, Вишенки, Горки, Орешки (раньше Орешниково, Орешково).

В нашу жизнь входят Божьи храмы. В районе - 14 действующих храмов. Они постепенно преображаются, неся в себе красоту и притягательную силу. Одновременно надо бы восстановить старинные определения населенных пунктов. Так, Поречье, Горбово-Мосальское, Аннино, Вельяминове, Знаменское, Никольское, Покровское, Старая Руза следовало бы именовать селами. Жаль, что исчезло милое название Спас-Дуброво, а на его месте большое селение с достаточно безликим названием Ново-Волково.

И церковь, и церковное место считаются святыми и памятными. Мы постараемся определить их расположение по описаниям и народной памяти. Раньше на рузской земле были часовни (на погостах, в деревнях). Здесь шли богослужения, отпевали покойников, отсюда совершались крестные ходы по случаю засухи, другого стихийного бедствия, большого торжества. Часовни по мере сил тоже надо восстанавливать. Есть наметки по воссозданию Неверовской часовни.

На местах церквей, часовен, погостов порой строятся целые дачные поселки, несмотря на протесты старожилов. Святые места попали под затопление водой при образовании водохранилищ.

Рядом с церквами, на древних кладбищах, порой разрабатываются карьеры. Не кощунство ли это по отношению к православным предкам? Главам администраций, местным жителям, дачникам не мешало бы знать о церковных местах округи. Ведь что-либо другое строить на месте церквей -дело не богоугодное. Так, пристроившие срубы к бывшей часовне быстро ушли в мир иной. Не так давно на месте церкви дачник воздвиг большой дом, несмотря на предупреждение старожилов. Так и произошло: дом сгорел.

О расположении церковных мест надо знать, с любовью их охранять. Это память о наших прапрадедах, которые строили храмы, о нашей истории.

Л.Соколов

Н.Алешкин


Красное знамя, 8 августа 2001
 
« Пред.

Руза.ру:Новости

Руза.Ру: Недвижимость

Руза.Ру: ГИБДД

© 2017 Руза.Ру: История
Development and support RegionRuza